АСТАНУ НАКРЫЛО СМОГОМ.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Это обсуждали: новостные порталы, блогеры, министерства, президент. Даже моя жена с таксистом перетерли эту тему. Я решил разобраться, кто виноват и что делать.
Здраствуйте!

Год назад у меня родилась дочка и в момент стало важно: где она будет расти, в какой детский садик ходить и как на нее влияет окружающий мир.

В те дни, в квартире стоял жуткий запах, а за окном смог. Вот что писали в интернете по этому поводу:
Ответ директора ТЭЦ-1 АО «Астана-Энергия» Юрия Утюжникова:
Казгидромет:
— В последние дни в столице преобладает антициклональный тип погоды: слабый ветер, малооблачная без осадков погода и влажность.

Утром, 17 января наблюдался туман, который образовался в результате слабой турбулентности (завихрение воздушных потоков) воздуха, как у земной поверхности, так и в верхних слоях атмосферы.

А вот интересно: чем дышать, если ветер будет слабый?
Что решили в акимате
Аким города Асет Исекешев поручил в кратчайшие сроки разработать план по улучшению экологической ситуации и установить новые датчики мониторинга во всех районах города.

Здорово, только датчики не решат проблему. Проблема куда серьезнее.

Чтобы разобраться, сперва поймем как замеряют качество воздуха, а потом будем выяснять кто виноват и что делать.
Замеряем
Общепринятая мера — Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА):

Низкий ИЗА — менее 5
Повышенный ИЗА — 5-7
Высокий ИЗА — 7-14
Очень высокий ИЗА — от 14
ИЗА В АСТАНЕ УЖЕ 6
ИЗА В АСТАНЕ УЖЕ 6
В августе 2016 я организовал две презентации о проблемах экологии города: для рабочей группы по развитию высоких технологий (не я придумал название – вот ссылка) и для покупателей домов курортного городка Solar City.
Для этого я сделал свой анализ и запросил данные у Казгидромета чтобы сверить.
Мое мнение: данные занижены.
Кто виноват:
ТЭЦ, Частный сектор или Транспорт
ТЭЦ
ТЭЦ использует уголь — как основное топливо. Мазут — как растопочное. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 не выдает или оттягивать выдачу тех условий для подключения частного сектора и ЖК. Не справляются. Кому не дали — топят чем попало.

Вместе с ростом населения и жилплощадей, растет энергетический «аппетит» Астаны.
ПОТРЕБНОСТЬ ГОРОДА: 140 ВАГОНОВ УГЛЯ
И 105 ТОНН МАЗУТА В СУТКИ
Мнение знакомого инженера, который участвовал в строительстве ТЭЦ-3: мощности уже распределили на новые и строящиеся объекты. Поэтому частному сектору расчитывать на подключение не стоит.

Доля загрязнения от ТЭЦ — 30,96%
Частный сектор
Чубары, Юго-восток, Ильинка, Косшы, район рынка Шапагат, Коктал — проблемные районы, где топят углем, дровами, солярой и всем, что горит. Например — резиной.

Доля загрязнения от частного сектора — 9,4%

Кажется, что мало. Но в морозы, частный сектор превышает норму.
Транспорт
По данным stat.gov.kz на 2015 год в Астане — 300 тысяч автомобилей и 2640 автобусов. 70 процентов авто старше 10 лет.

Доля загрязнения от транспорта — 55,6%
13%
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
АВТОМОБИЛИ
87%
Другое
Доля загрязнения — 6,34%
Кто виноват на самом деле
Если разбираться, то первопричины роста ИЗА в том, что ежегодно:

  1. нас становится больше на 30 тыс. человек,
  2. а на дорогах на 25 тыс. единиц транспорта.

Если умножить на 5 лет и прибавить динамику:

от 150 тыс. до 250 тыс. новых жителей.
ЧЕРЕЗ 2-3 ГОДА, АСТАНА ОБГОНИТ АЛМАТЫ
ПО ИНДЕКСУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
Чего ждать?
Конкретно в 2017: много гостей, пробки, бюджетную стройку, ЭКСПО и рост ИЗА до 7 пунктов.

Когда-нибудь: реформы, природный газ, запуск ТЭЦ-3, ипотеку под 10%.
1. Переезжайте за город, где потише и посвежее.
2. Если вы живете в частном доме — ставьте газ. Это экологически чистое и дешевое топливо.
3. Есть машина — переходите на газ.
4. Попросите соседей сделать тоже самое.
Что делать?
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РЕКОМЕНДУЙТЕ ДРУЗЬЯМ:
Рассылка о Solar City
Рассказываем о том, как мы строим, кого привлекаем на работу и какие инженерные системы используем. Иногда будем отправлять полезные советы . Раз в неделю, без спама.